Не слушала ещё 😬 #suggested@noisyaf
Deftones — Ohms (2020)
«Ретроспективность» – один из краеугольных камней поп-культуры последних нескольких лет. В наше время стало обыденным наблюдать за попытками крупных киностудий дать новую жизнь некогда популярным кинолентам посредством ремейков и перезапусков культовых франшиз. Так же не отстают и представители игрового сегмента, все чаще предоставляя нам возможность по-новому взглянуть на полюбившиеся в прошлом серии игр, окунувшись с головой в их ремастированные версии. Развитие ретро-блогинга, популярность винтажной одежды и стремление переосмыслить модные течения прошлого на современный лад, актуальность полароидных фото, минимализм и любовь к геометрии у современных дизайнеров и художников (так называемая «эстетика Баухауза») – лишь верхушка, обвеваемого ветрами прошлого, айсберга. Сегодня, своеобразному чувству ностальгии могут предаться даже подростки, охотно примеряя на себя образы предыдущих поколений! Безусловно, такое развитие событий не могло обойти стороной музыкальное поприще, в частности представителей рок и метал жанров различного уровня. Мастодонты рок-сцены вроде Muse не гнушаются звучать как воздушный синтвейв 80-ых, а труженики металического андеграунда не прочь выкопать труп почившего в середине прошлого десятилетия ню-метала, вдохнув в него парочку новых идей.
Deftones решили пойти по схожему пути. Но, как подобает группе с богатой историей и внушительной по количеству выпущенных альбомов дискографией, они предпочли достать несколько скелетов из собственного шкафа, буквально перевернув с ног на голову накопленный за более чем 30-летнюю карьеру музыкальный и эмоциональный багаж. Почему был выбран именно такой подход к написанию новой музыки? Попробуем разобраться.
Задолго до появления загадочных билбордов на улицах американских городов, намекающих на грядущее возвращение Deftones после четырёхлетнего творческого затишья, в соц.сетях группа охотно дразнила своих слушателей фотографиями со студии. Фанатов ждало сразу две радостные новости: во-первых, их любимцы работают над новым материалом, а во-вторых, что не менее важно, за микшерным пультом снова был замечен давний друг музыкантов, продюсер и звукоинженер первых четырёх пластинок (в том числе, эпохального для Калифорнийцев и их слушателей альбома «White Pony») – Терри Дейт. Старина Дейт — крайне важная фигура в судьбе Deftones. Об этом не раз в интервью различным изданиям заявлял фронтмен группы Чино Морено, тепло отзываясь о коллеге. Так же, в пользу этого говорит тот факт, что Терри был причастен к ставшему своеобразной городской легендой среди поклонников группы, так и не увидевшему свет лонгплею под названием «Eros», работа над которым была прекращена в связи с автокатастрофой, в которую попал басист коллектива Чи Ченг (впоследствии, не сумевший оправиться от полученных травм, скончавшись в 2013 году). Трагические события, невольными участниками которых оказались остальные участники группы и именитый продюсер (приложивший руку не только к альбомам Deftones, но и Pantera, Limp Bizkit и многих других известных коллективов), не могли не сказаться на их взаимоотношениях, лишь укрепив дружеские узы. Ко всему прочему, такое стечение обстоятельств повлияло на отношение фанатов к фигуре Дейта, которые восторженно восприняли его возвращение на борт и, параллельно с этим, подняли волну дискуссий на тему того, как будет звучать будущий материал группы и какую роль сыграет данное воссоединение.
В воздухе витала волнительная надежда на возвращение Deftones к их характерному звучанию после неоднозначно принятой фанатами, вышедшей в 2016 году пластинки «Gore». Работа отличалась более тягучим, мечтательным и менее динамичным наполнением не только в сравнении с классическими альбомами Deftones, но и более поздними лонгплеями. Масла в огонь смогла подлить и обложка будущего релиза, при наложении которой поверх одной из архивных фотографий Чи, наблюдалось практически идеальное совпадение. Барабанщик группы Эйб Каннингем прокомментировал эту интересную находку фанатов в интервью, назвав её странной и, в некотором роде, безумной, сославшись на то, что она (обложка) показалась группе наиболее удачной, отсылая к эстетике 80-ых, и была выбрана без какой-либо задней мысли. Считать данный конфуз случайностью или продуманным пиар-ходом каждый волен решить для себя сам, но это не отменяет одного — Калифорнийцам удалось повысить планку заинтересованности в новом материале, ко всему прочему, и со стороны более "олдовых" слушателей. Забегая вперёд, можно отметить что ожидания данной категории поклонников оправдались. Но, Deftones не были бы Deftones, не припрячь они несколько козырей в рукаве, что делают каждую их новую запись уникальной, отличной от остальных.
«Ohms» становится девятым полноформатным альбомом альт.метал формации из Сакраменто. Ознаменовавшие выход новой пластинки одноимённый сингл в паре с вышедшим позднее Genesis, предельно чётко обозначили два основополагающих момента: во-первых, впереди нас ждёт более мрачный и тяжёлый лонгплей в сравнении с предшественником. Во-вторых, фирменное "творческое противостояние" Чино Морено (о котором он охотно упоминал в нескольких своих интервью) с гитаристом Стивеном Карпентером ощущается намного острее, нежели на вышеупомянутом «Gore», бразды правления в процессе сочинения которого находились в руках Чино. Массивные, грувовые гитарные риффы Карпентера и эфирный, периодически срывающийся в отчаянный крик, вокал Морено — одна из главных движущих сил, за счёт которой кораблю под названием Deftones было не суждено пойти ко дну, в то время как преследовавшие их в прошлом внутренние распри и трагические события безжалостно наносили пробоины. Столкнув лбами оба сингла, станет очевидно — противостояние двух столпов, на котором базируется звучание группы, в лице её фронтмена и гитариста, является одним из лейтмотивов альбома, название которого в равной степени на это указывает.
Безусловно, было бы непростительно акцентировать внимание сугубо на борьбе двух противоположностей. В отрыве от грузных, бьющих словно обухом по затылку барабанных партий Эйба, заковыристых, скрежещущих басовых линий Серхио и футуристичных синтезаторов Фрэнка, добавляющих необходимую цветовую гамму и завершенность в итоговое музыкальное полотно, «Ohms» едва ли мог рассчитывать на яркий эмоциональный отклик в душе конечного слушателя. Но присутствует еще один немаловажный фактор, который усиливает данный эффект. Не случайно в самом начале было упомянуто слово «ретроспективность» с последующей демонстрацией связи между данным понятием и музыкой Deftones в рамках «Ohms». Пластинка буквально нашпигована различного рода отсылками к предыдущим работам. Кратко пробежимся по наиболее явным: бридж в середине Urantia отсылает нас к песне Pink Cellphone, с вышедшего в 2006 году «Saturday Night Wrist», ровно как и вторая половина композиции The Spell Of Mathematics, обыгрывающая финальные аккорды инструментальной композиции U,U,D,D,L,R,L,R,A,B,Select,Start с того же альбома. Неиссякаемым источником пасхалок предстаёт This Link Is Dead. После нескольких открывающих композицию секунд, в уши бросается референс к началу одноимённого трека из «Diamond Eyes», вышедшего десятью годами ранее. Мгновенно меняя тон, песня смело жонглирует своим звуковым рядом: задумчивая партия синтезатора уступает место вопящему, агрессивному вокалу Морено (звучащему в духе «White Pony» или одноимённого альбома), сопровождаемому волнообразными риффами Карпентера, бережно упакованными в капсулу времени с момента написания «Around The Fur» и увидевшими свет спустя долгие годы. Внимательный слушатель, хорошо знакомый с дискографией группы, заметит множество иных отсылок. Музыканты не стесняются кивать в сторону своих более хрестоматийных записей, ровно как не забывают про существование дисков, выходивших из под их пера в прошлом десятилетии.
На протяжении всего хронометража «Ohms», Deftones решительно избегают полумеров. Свинцовые, ревущие гитарные партии, оставляющие металлический привкус на языке, подхватываются звенящей, будто удары наковальни, ритм-секцией, оголенным словно провод импульсивным вокалом и, сопровождающими буйный, истеричный нрав шумного аудиопотока, вязкими синтезаторами. Заигрывание с размерами тактов, множество эффектов и искажений поверх звуковых дорожек, издаваемые пальцами щелчки и крик пролетающих на горизонте чаек под аккомпанемент раскатистых морских волн – вся эта звуковая палитра гармонично уживается под фешенебельной обложкой «Ohms».
В сухом остатке, мы имеем выжимку из проверенных временем творческих наработок из арсенала Калифорнийцев, фактически доведенных до идеала в композиторском плане, с учётом отточенного за несколько десятков лет подхода к сонграйтингу. Отвечая на вопрос "что по итогу хотели сказать музыканты этим альбомом и почему выбрали именно такой подход к написанию новой музыки?", осмелюсь предположить, что участники группы, в первую очередь, преподносят пластинку как лебединую песнь — своего рода, прощальный комплимент в сторону преданных слушателей, следовавших с ними рука об руку по этому витиеватому, ухабистому пути до конечного пункта под названием «Ohms».
На суд собравшейся вокруг пластинки толпе зевак, группа предоставляет уникальный слушательский опыт, собранный в виде 46-минутного, выверенного до мельчайших деталей музыкального полотнища. Однако, привлечение новой аудитории не является первоочередной задачей альбома (с которой он, однако, также способен достойно справиться). Не случайно в кресле продюсера снова оказался Терри Дейт, привнеся в «Ohms» необходимую аутентичность, красной нитью пронизывающей нарратив. Вокальные линии звучат как никогда чувственно, агрессивные тона сменяются меланхоличными, пастельными гаммами. Буквально в каждом мелодическом рисунке прослеживается надлом и несвойственная Чино отстраненность, подчеркнутая утопленностью вокала в миксе. На мой взгляд, за абстрактными и двойственными по смыслу текстами скрывается лирический герой на рубеже своего пути, осознавший наличие силы, которая сильнее него, несмотря на все попытки оказать ей сопротивление.
Он, находясь в «окружении обломков прошлого», робко пытается заглянуть в будущее, очевидно понимая, что история не терпит сослагательного наклонения, а время имеет свойство заканчиваться.
#alternative_metal@noisyaf